Аутсорсинг. Веление времени.
Все больше и больше иностранных слов у нас появляется. Вот и еще одно новшество. То тут, то там стало появляться словечко «аутсорсинг». И даже Word мне подчеркивает это словечко красной волнистой линией – слово незнакомое.
Меня часто спрашивают, неужели ты и в самом деле думаешь, что русскому человеку больше всего сейчас нужна информация об аутсорсинге? В данном случае я предлагаю обратиться к классике маркетинга. Как известно, существуют различные маркетинговые стратегии. Одна из них – предложение продукта насущного, необходимого, например, хлеб или картошку люди всегда будут покупать. И совершенно противоположная стратегия – это предлагать продукт, которого еще никогда не было на рынке, о котором люди еще не знают. Каждая из этих стратегий предполагает совершенно различные действия. Если в первом случае это расширение рынков сбыта, конкурентная борьба, то во втором случае конкурентная борьба в принципе отсутствует, но нет и потребителей. Их еще предстоит подготовить, объяснить им, какие выгоды им предлагает новый продукт или услуга. Именно это я сейчас и собираюсь сделать – донести до людей, что этот новый вид организации бизнеса имеет много преимуществ как перед наемной работой, так и перед традиционным бизнесом.
Что такое аутсорсинг? Можно ли назвать это «своим делом» Нет, конечно. В самом деле, нельзя же назвать «своим делом» получение зарплаты наличными деньгами в кассе. Аутсорсинг – это всего лишь способ получения дохода, причем способ, отличающийся от других способов.
В таком случае вполне резонно будет сделать небольшой обзор и понять, а откуда вообще к людям приходят деньги. Принято считать, что деньги – это некий всеобщий эквивалент. То есть, если мы хотим чего-то получить, то мы должны дать что-то взамен, и, желательно то, что надо тому, у кого мы хотим это получить, а если у нас этого нет, то мы должны пойти к кому-то еще, и взять то, что можно дать тому, у кого есть то, что нам надо, а если у него этого нет, а есть что-то другое,… ну, и так далее.
В общем, чтобы избежать всех этих сложностей, человечество придумало деньги, как меру всего чего угодно.
Но от этого не стало легче.
Почему-то у одних этих денег стало много, в то время как ничего другого у них не было, а у других было то, что они могли сделать только своими руками, и ничего более.
Я не собираюсь слишком углубляться в историю возникновения и развития товарно-денежных отношений. Давайте посмотрим, что мы имеем на сегодняшний день.
Для российского человека наиболее популярны пока следующие формы: наемная работа и бизнес, причем наемная работа устойчиво ассоциируется с ненавистным начальством и необходимостью каждый день от и до присутствовать на работе, а бизнес – с организацией фирмы, бухучетом, налогами и крышей. Есть у нас, правда, еще такое замечательное явление, как МЛМ, но от этого сочетания букв люди у нас уже шарахаются со страхом (а-а-А! Гербалайф!.. Что же надо было такое сделать с народом, чтобы так его запугать…)
Спросите любого работающего, зачем ты ходишь на работу, он вам с энтузиазмом начнет объяснять, что бизнесом он заниматься не может, потому что нет наемного капитала, нет крышы, и еще много чего нет. И вообще, бизнес для многих людей – это что-то запредельное. Люди бизнеса – это люди не из нашего мира.
Недавно одна моя знакомая спросила, где я работаю, и, узнав, что я нигде не работаю, поинтересовалась, а как же я собираюсь получать пенсию. Я совершенно спокойно ответила, что я не собираюсь получать пенсию, я собираюсь получать доход. Надо было видеть гамму чувств на ее лице. Сначала она подумала, что с ней шутят. Потом, когда поняла, что я не шучу, озабоченно поинтересовалась, а все ли в порядке у меня с головой. Но, поскольку я пользуюсь репутацией человека неглупого, сомневаться, что с головой все в порядке не приходилось. Тогда у нее на лице появилось выражение агрессии. Человек не из нашего стада. И в то же время я много раз слышала от этой дамы, как ей надоела работа, и как ей не хочется туда ходить.
Нет, я не собираюсь призывать всех немедленно бросать работу. Но хочу, чтобы люди относились к своему выбору осознанно. Хочу заменить эту обреченность в глазах знанием, что есть альтернатива, и что никто не заставляет их каждый день делать то, что им ненавистно.
Представите себе, что Вам очень нравится заниматься каким-нибудь делом, например, шить одежду (печь пирожки, делать прически, и т.д.). Вы делаете это очень хорошо, с любовью, вкладываете душу, творчески подходите к этому делу. Но как известно, творческий подход рано или поздно начинает конфликтовать с регламентирующими установками наемной работы. Здесь хочу привести один подслушанный диалог:
- Зачем ты увольняешься с работы?
- Да достало меня все, за… меня начальник, и работа эта долбаная…
- Ну зачем же так грубо? Можно сказать – мои духовные запросы не соответствуют рамкам этого предприятия.
Так вот, в какой-то момент Вы начинаете понимать, что Ваши духовные запросы не соответствуют рамкам наемной работы, Вы все чаще и чаще задаете себе вопрос – сколько можно работать на хозяина, ты и сам все прекрасно можешь сделать, и наконец решаете открыть свой собственный бизнес - ателье, кондитерскую, парикмахерскую, или что угодно другое.
Открытие фирмы, бухучет, налоги, отношения с арендодателями, покупка оборудования, кредиты, наладка оборудования, реклама, санэпидемстанция, пожарная инспекция, куча бессмысленной переписки. Вы уже забыли, что такое печь пирожки, или шить красивую одежду. У Вас работают наемные сотрудники, и уже они делают это дело с душой, творчиски, вкладывают в него душу. А Вы занимаетесь бухучетом и документооборотом, от которых Вас тошнит. Как в известной сказке – кто убьет дракона, сам становится драконом. Знакомая ситуация?
Выход есть. Здесь как раз и приходит на помощь аутсорсинг – передача стороннему подрядчику некоторых функций или процессов компании.
Вам не хочется заниматься бухучетом. Но организация еще маленькая, и нанятому бухгалтеру потребуется максимум час в день, а платить ему надо полную ставку. Приглашаете бухгалтера на основе аутсорсинга – человек работает у себя на дому в удобное для него время, на своем оборудовании, а платите Вы ему за сделанную работу.
Вы не знаете, как проводить рекламную кампанию – работаете с рекламным агентством на основе аутсорсинга.
В настоящее время форма аутсорсинга становится все более и более популярной. Если несколько лет назад слово «аутсорсинг» было знакомо только тем, кто занимался информационными технологиями, то на сегодняшний день все больше и больше компаний переходит на эту форму работы. Появляются такие формы, как
- аутсорсинг бухучета,
- аутсорсинг маркетинга,
- аутсорсинг кадрового менеджмента,
- аутсорсинг логистики,
- аутсорсинг внедрения проектов,
- аутсорсинг документооборота.
И многое, многое другое. В предельном случае на аутсорсинг могут быть отданы все функции предприятия. Кроме, естественно, одной. Вы оставляете себе только то дело, которым Вам больше всего нравится заниматься, и которое получается у Вас лучше всего.
Ольга Стафиевская
olgastaf@mail.ru
|